Согласно п. п. 2, 4 Правил регистрации и  снятия граждан Российской Федерации с  регистрационного учета по  месту пребывания и  по месту жительства в  пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ  от 17.07.1995 N 713, органами регистрационного учета в  городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а  также в  населенных пунктах, расположенных в  пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Ответственными за  прием и  передачу в  органы регистрационного учета документов для регистрации и  снятия с  регистрационного учета граждан Российской Федерации являются  лица, предусмотренные перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от  17 июля 1995  г. N 713.

К числу таких  лиц относятся собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные  лица товарищества собственников жилья  либо управляющей жилищным фондом организации.

Таким образом, органом регистрационного учета в  сельских населенных пунктах является Министерство внутренних дел Российской Федерации. При этом управляющие организации являются  лишь ответственными за  прием и  передачу в  органы регистрационного учета документов в  целях регистрации и  снятия с  регистрационного учета граждан. Управляющие компании не  осуществляют регистрационный учет граждан, в  связи с  чем не  обладают актуальной информацией о  зарегистрированных в  жилом помещении  лицах.

Пунктом 6 Правил регистрации и  снятия граждан Российской Федерации с  регистрационного учета по  месту пребывания и  по месту жительства в  пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ  от 17.07.1995 N 713, установлено, что формы заявлений, свидетельств, уведомлений и  иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по  месту пребывания или по  месту жительства, а  также соответствующих штампов устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по  предоставлению государственной услуги по  регистрационному учету граждан Российской Федерации по  месту пребывания и  по месту жительства в  пределах Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от  31.12.2017 N 984, с  момента вступления нормативного акта в  силу  — 17.04.2018  — отменены домовые (поквартирные) книги (форма 11), поквартирные карточки (форма 10), а  также карточки регистрации (форма 9). С  учетом этого, к  компетенции управляющих компанией не  относится  более ведение книг регистрационного учета, домовых книг, и,  соответственно, выдача справок и  иных документов, касающихся регистрации граждан по  месту жительства и  пребывания.

Вопрос регистрационного учета граждан  был предметом рассмотрения Верховного суда РФ,  который в  Решении от  09.02.2018 № АКПИ17–1007 указал, что ФМС России (в настоящее время  — МВД России) как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий предоставление государственных услуг в  сфере миграции и  регистрационный учет граждан Российской Федерации по  месту пребывания и  по месту жительства в  пределах Российской Федерации, полномочиями по  установлению порядка деятельности  лиц, ответственных за  прием и  передачу в  органы регистрационного учета документов, не  наделен.

Верховный Суд РФ  признал недействующим положение пункта 84 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по  регистрационному учету граждан Российской Федерации по  месту пребывания и  по месту жительства в  пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от  11 сентября 2012  г. № 288, устанавливающий, что «карточки регистрации по  форме № 9 и  поквартирные карточки по  форме № 10 оформляются при регистрации граждан и  хранятся у  лиц, ответственных за  прием и  передачу в  органы регистрационного учета документов».

Основанием явилось то,  что оспариваемым положением фактически установлен порядок работы  лиц, ответственных за  прием и  передачу сведений в  органы регистрационного учета, деятельность которых Административным регламентом регулироваться не  может.

Таким образом, управляющие организации не  могут хранить у  себя поквартирные карточки, и  обязаны передать их  в соответствующее подразделение МВД России.

Вместо вышеуказанных форм документов Административным регламентом предусмотрена выдача подразделениями МВД свидетельства о  регистрации по  месту жительства по  форме N 8 и  свидетельства о  регистрации по  месту пребывания по  форме N 3.

В силу вышеприведенных норм запрос любыми органами и  организациями справок иных форм и  отказ данных органов и  организаций в  предоставлении гражданам услуг в  связи с  отсутствием таких справок  будет являться неправомерным.

Информация подготовлена помощником прокурора Пермского района Леушиной Е. М.

Источник: http://perm.bezformata.com/listnews/spravki-o-sostave-semi-upravlyayushej/76330990/

Прокуратура Пермского района Пермского края разъясняет: Предусмотрена ли административная ответственность за невыдачу справки о составе семьи управляющей компанией?