40 лет прошло, а высказывание Райкина о том «Кто сшил костюм?» актуально и по сей день.

Только звучать оно будет несколько иначе: «Кто сшил тарифы на тепло в Прикамье?». В протоколе двустороннего совещания, пройденного в Москве 9 октября 2014 года можно увидеть, что бывший губернатор Прикамья Виктор Басаргин и гендиректор компании «КЭС» (ныне — группа «Т Плюс») Борис Вайнзихер решают какой тариф должен быть на тепло в Перми. Юристы полагают, что бывшее руководство региона совместно с частной теплоэнергокомпанией раздавали указания правительству края, администрации Перми и региональной службе по тарифам о том, какие решения и документы последние должны принять.

«19 декабря 2014 года службой по тарифам было рассмотрено на заседании правления РСТ 197 тарифных дел. Мы посчитали, временные рамки с 14:00 указаны до 16:17. 197 дел, т.е. на одно дело получалось порядка 42 секунд. Протокол заседания составлял толстую кипу бумаг, около 900 страниц», — говорит юрист Виталий Степанов.

42 секунды на документ объемом несколько сот страниц!

В феврале московские антимонопольщики провели выемку документов в региональной службе по тарифам и проверили обоснованность затрат, которые указывали ресурсоснабжающие компании. Выяснилось, что как минимум с 2015 года жители Прикамья платили по завышенным тарифам. В итоге с 1 октября нынешнего года ценник на тепло снизился от 1 до 3% сразу у нескольких компаний. Вот только кто заплатит компенсацию?

«Это законно. Более того, есть механизм, но он судебный. Или к счастью он судебный. Дело в том, что ФАС не уполномочен разрешать гражданско-правовые вопросы по отношению к регулируемой организации и их потребителей. Мы только говорим: тариф законный и обоснованный или нет. Или он должен быть ниже. В данной ситуации мы сказали, что он должен быть ниже. Соответственно, это уже идут отношения между потребителем и монополистом — регулируемой организацией», — отмечает руководитель УФАС России по Пермскому краю Александр Плаксин.

Де-юре этот факт дает право сотням тысяч жителей региона обратиться в суд и требовать ресурсоснабжающую компанию выплатить компенсацию. По подсчетам экспертов, в среднем, собственник одной двухкомнатной квартиры за два с половиной года переплатил около 10 тысяч рублей, а общая сумма может исчисляться миллиардами.

«Проблема в том, что если он единолично пойдет в суд и будет требовать компенсировать вот эту переплату, то он столкнется с необходимостью определения правильной цены. Экономически обоснованной цены. Для этого потребуются экспертные услуги, необходимо будет провести экспертизу, скорее всего потребуется нанять юриста, который этот процесс проведет. И все эти действия сопряжены с временными и финансовыми затратами. И в этом заключается проблема, что единолично собственнику получить эту переплату обратно — это из области фантастики», — констатирует юрист Виталий Степанов.

Массовые обращения граждан могут парализовать работу судебной системы Прикамья. Впрочем, можно объединяться домами и подавать коллективные иски в частном порядке. Это, во-первых. Во-вторых, параллельно специалисты ведут работу по снижению целого ряда других тарифов. Так, Виталий Степанов считает, что тариф на тепло для жителей Закамска долгие годы был завышен более чем на 50%. И здесь может быть возбуждено уже дело уголовное.

«Нам пока такая информация не поступала, но ФАС России имеет право направить такие документы самостоятельно», — говорит Александр Плаксин.

В делах о том, как и кто сшивал тарифы в Пермском крае ещё предстоит разобраться компетентным органам. Сейчас задача номер один — понять, сколько всё-таки мы должны платить за тепло и установить сумму уже совершенной переплаты, чтобы можно было спросить за это с ответственных лиц.

Источник: https://vetta.tv/news/communal/kto-otvetit-za-tarify/

Кто ответит за тарифы?